Развитие мелкой моторики у детей 3 – 7 лет
Совершенствование движений рук и, особенно, пальцев ребенка связано с овладением речью и формированием звукопроизношения.
Давно известно, что тренировка мелкомоторных мышц стимулирует участок коры головного мозга, где расположен центр речевого развития.
В 3 – 7 лет у ребенка активно формируется речевая функция; причем, не только как способность говорить, но и ее лексико-грамматические категории, фонетическое восприятие.
В этом возрасте движения кисти и пальцев достигают определенной точности и силы, а потому, работу по совершенствованию моторики можно выстраивать с учетом единства двигательного, эмоционального и речевого компонентов.
Избежать чрезмерного напряжения помогут манипуляции с приятными на ощупь предметами, выполненными из меха, ворсистой или гладкой ткани, мелкозернистых материалов, дерева и т.п.
Игр, развивающих мелкую моторику, много, но сами по себе они не принесут пользы.
Любое занятие, проводимое в данном направлении, должно проводиться в комплексе с другими видами деятельности и включать несколько этапов:
1. Ребенка необходимо настроить на занятие эмоционально.
- Иногда для этого достаточно предложить ему поиграть.
2. Самомассаж.
- Можно потереть ладошки друг о дружку, "попружинить" пальчиками и т.д.
3. Массаж лица.
- Это поможет ребенку расслабиться.
4. Артикуляционная гимнастика.
- Для ребенка выполняет функцию формирования звукопроизношения, для взрослого – диагностическую.
5. Непосредственно упражнение.
- Здесь важно соблюдать принцип "от простого, к сложному". Каждое упражнение вначале разучивается, затем закрепляется. Выполнять упражнение нужно, пока ребенок несколько раз не повторит его правильно. Дальше – следующее упражнение.
В результате работы по развитию мелкомоторных навыков у 3 – 7-летних детей:
-
мускулатура кистей и пальцев укрепляется;
-
развивается двигательная и зрительная координация;
-
закрепляется навык ориентировки в пространстве;
-
произвольное внимание и зрительная память развиваются;
-
словарный запас активизируется, развивается связная речь;
-
совершенствуется ее выразительность.
Все это – важные предпосылки для обучения в школе.
Следует отметить, что с детьми 3 – 4 лет нельзя заниматься дольше 15 минут, а с 7 летними – дольше 30. Не нужно говорить ребенку: "Давай заниматься".
Лучше предложить ему поиграть, учитывая при этом его индивидуальные предпочтения.
И еще, манипулируя мелкими предметами, ребенок ни на миг не должен оставаться один.